Психология здоровья (ч. 2)

Еще одна цель, неразрывно связанная с первой, — помочь в укреплении разума и обретении силы духа, правильной организации собственной жизни, чтобы она находилась в гармонии с общими законами бытия. В «Нравственных письмах к Луцилию» Сенеки и «Размышлениях» Марка Антония содержится много тонких психологических замечаний относительно природы душевных страданий и способов обретения душевного здоровья. Перечислим лишь некоторые идеи, высказанные этими авторами.
Сенека исходит из положения, что истинное душевное здоровье — удел мудреца. Он учит своего адресата распознавать, насколько тот достиг желаемого состояния:
Мудрец полон радости, весел и непоколебимо безмятежен... Теперь погляди на себя. Если ты не бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состояние твоего духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неизменно, знай, ты достиг высшего блага, доступного человеку1.
Такое самочувствие может быть лишь у человека, способного ценить то, что у него есть, и не желать большего. Состояние души человека проявляется в его физическом облике и поведении. Например, некоторые ораторы заведомо допускают погрешности в речах ( их слова «ничтожны, или простоваты, или бесчестны, или оскорбляют стыд чрезмерной дерзостью»...).
Причина тут — тяжелый душевный недуг... Поэтому лечить надо душу: ведь от нее у нас и мысли, и слова, от нее осанка, выражение лица, походка» [с. 291].
Сенека обращает внимание на то, что душевные страдания, в отличие от телесных, могут не осознаваться человеком:
Каждый чем больше ими страдает, тем меньше это чувствует... Признать свои пороки — признак выздоровления [с. 90].
Он различает страсти и душевные болезни:
Страсти — это душевные порывы, предосудительные, внезапные и безудержные; от них, если они часты и запущенны, начинаются болезни-Болезни — это пороки застарелые и упорные, вроде скупости или чрезмерного честолюбия... Болезнь есть извращенное, но упорное суждение, — например, что нужно изо всех сил добиваться того, чего стоит добиваться лишь без траты сил...[с. 144].
1 Сенека Луций Анней. С. 104. — Все дальнейшие цитаты без особого указания относятся к данному изданию.
Глава 8. Душевное здоровье и культура
191
Человек, продвинувшийся на пути нравственного самосовершенствования, может поддаться страсти, но он недоступен для душевной болезни.
Следует заботиться о своем теле настолько, насколько это нужно для поддержания его крепости:
Держите тело в строгости, чтобы оно не перестало повиноваться душе: пусть пища лишь утоляет голод, питье — жажду, пусть одежда защищает тело от холода, а жилище — от всего ему грозящего [с.

 



Hosted by uCoz