Психология здоровья (ч. 2)

328]. Таким образом, состояние внутреннего мира человека, то, что мы называем душевным здоровьем, зависит от культуры, в которой он формируется и живет. Весьма выразительно говорил о роли культуры Л. фон Берталанффи: культура есть «не просто игрушка человека как животного или роскошь интеллигенции; она настоящий спинной хребет общества и, кроме многого другого, важнейший психогигиенический фактор» (Вег-talanffy L. von. Human Values in a Changing World // New Knowledge in Human Values. - N.-Y., 1959. P. 65-74).
Уточним смысл, в котором здесь употребляется слово «культура». Существует множество определений и подходов к изучению культуры. Наиболее продуктивна в данном контексте интерпретация культуры как специфически человеческого способа деятельности. Эта трактовка получила название технологической, или деятельностной. Она преобладает в трудах таких ведущих отечественных и зарубежных культурологов, как Л. Уайт [9], К. Клакхон и В. Келли, Э. С. Марка-рян, М. С. Каган, Э. В. Соколов и др. По смыслу весьма близким понятию «способ деятельности»- являются концепты «паттерн поведения» и «культурный
Глава 8. Душевное здоровье и культура
217
стереотип», используемые Э. Сепиром, Р. Бенедикт (1935), К. Гирцем и многими другими авторами.
Влияние культуры на душевное здоровье можно понять, лишь рассматривая ее как сложную систему, различные подсистемы которой соотносятся с функциями, выполняемыми культурой в жизни человека и общества. Основываясь на классических трудах Л. Уайта, выделим три подсистемы культуры (мы даем им несколько иные названия) — жизнеобеспечивающую, социально-коммуникативную и смыслообразующую. Все эти подсистемы оказывают влияние на душевное здоровье человека, создавая, с одной стороны, внешние условия его жизнедеятельности, т. е. культурную среду, а с другой — формируя его внутренний мир.
Жизнеобеспечивающая подсистема ориентирована на преобразование физической среды обитания человека как существа телесного, обладающего витальными потребностями, а «изнутри» создает в человеке специфические для каждой культуры привычки питания, ухода за своим телом и отправления иных биогенных потребностей. В зависимости от степени и характера развития жизнеобеспечивающей подсистемы индивид получает возможность сохранять свое физическое и душевное здоровье. Реальная сложность состоит в том, что культура не только совершенствует физическую среду обитания человека, но создает новые, «техногенные» опасности для индивида в виде загрязнения воздуха, воды, суши, шума и иных неблагоприятных последствий научно-технического прогресса.
Социально-коммуникативная подсистема создает и преобразует социальную среду обитания в различных ее проявлениях — от первичных групп до социальных институтов.

 



Hosted by uCoz