Психология здоровья (ч. 2)
Именно поэтому признаком здорового человека становится сопротивление «аккультурации», способность отстоять собственные тенденции развития от влияния культуры.
Итак, Маслоу делает акцент на репрессивном влиянии требований культуры на развитие индивида и возможность реализации его врожденных потенциалов. Однако культура, как будет показано ниже, участвует в формировании способностей и стремлений человека и не только ограничивает возможность реализации индивидуальных задатков, но стимулирует их проявление.
Заметим, что качества, которые Маслоу приписывает самоактуализирующемуся, душевно здоровому человеку, имеют конкретно-историческую природу. Очевидно, что перечисленные выше признаки душевно здорового человека характеризуют индивида, принадлежащего к современной западной культуре, основанной на протестантских ценностях — активность, предприимчивость, ответственность, успех, трудолюбие, рациональность. Таким образом, его модель душевно здорового человека ограничена рамками собственной культуры.
Идеи А. Маслоу внесли огромный вклад в понимание психологических процессов становления душевно здорового человека в современном обществе и стали основой для разработки практических методов социально-психологического тренинга, как и работы его единомышленников, прежде всего К. Роджерса (Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994; Клиентоцентрированная терапия. — М.; К., 1997; Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практический работы. — М., 1999) и Ф. Перлза (Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). — М., 1993; Внутри и вне помойного ведра. — СПб., 1995). В ходе занятий участники тренинга подводятся к осознанию культуры как усвоенного ими набора стереотипных моделей сознания, чувств и поведения, который можно отрефлексировать и, сделав ревизию, отказаться от непродуктивных способов деятельности. Отметим, что та же установка по отношению к культуре заложена в таких весьма авторитетных и продуктивно работа-
214
Раздел N. Физическое, психическое и социальное здоровье
ющих подходах, как рационально-эмоциональная психотерапия А. Эллиса, тран-зактный анализ Э. Берна, нейролингвистическое программирование и др.
Большое внимание проблеме соотношения культуры и душевного здоровья уделяет К. Г. Юнг [15,16 и др.]. Его взгляды будут представлены здесь в конспективной форме.
Важнейшей характеристикой душевного здоровья человека является для Юнга внутренняя гармония (в его терминах — целостность) психики, которая проявляется как согласованность сознания и бессознательного.