Психология здоровья (ч. 2)
Так, например, специалисты, помогающие людям преодолевать состояние острого горя, связанного с утратой близкого человека, потерей здоровья и тому подобными событиями, отмечают, что одним из наиболее тяжелых аспектов такого переживания является утрата жизненных смыслов; цели, которые прежде направляли путь, перестают существовать. Важнейшая — и сложнейшая! — задача, которую необходимо в этом случае решить, — найти новые смыслы, не уничтожая при этом благодарного воспоминания о прежних целях, о ситуациях, когда они были значимы, о людях, к которым они были обращены.
Обретение смыслообразующих жизненных целей предполагает решение более конкретных задач.
Одна из них состоит в том, чтобы осознать свои глубинные склонности, истинные тенденции внутреннего развития, реализация которых способна дать ощущение радости и полноты жизни. Многие современные психологи и психотерапевты, в первую очередь принадлежащие к гуманистическому направлению, убедительно показывают, что современная культура зачастую лишает человека не только способности воплощать свои задатки, но даже осознавать свои истинные потребности и чувства; они предлагают различные способы восстановления этой способности, изначально присущей всем людям.
Однако просто почувствовать и осознать свои потребности мало; важно верно определить их соотношение, приоритетность, иерархию в структуре своей личности. Смыслообразующие мотивы, субъективно наиболее значимые для индивида, приоритетны перед мотивами, обеспечивающими «фоновую» жизнедеятельность. Человек, не осознающий этой иерархии, оказывается в состоянии неразрешимого внутреннего конфликта, если ситуация ставит его перед выбором между мотивами разных уровней. Тот же, кто осознает эту иерархию, способен разрешить такой конфликт, ориентируясь на приоритеты (хотя и ему не всегда легко отказываться от «фоновых» благ). Осознание приоритетов оставляет человеку возможность маневрирования: например, он может смириться с необходимостью временно отложить творческую работу, составляющую смысл и радость его жизни, для того, чтобы обеспечить необходимое материальное благополучие себе и своим близким, но сохранять при этом прежнюю структуру мотивов.
Осознание иерархии мотивов — это, иными словами, осознание своей субъективной шкалы ценностей. Причем очень важно, чтобы человек имел смелость признаться самому себе в том, какова его реальная иерархия ценностей. Сделать это бывает не всегда легко потому, что в обществе в целом и в ближайшем окружении существуют определенные ожидания: чего должен желать тот или иной человек, включая как общие для всех («общечеловеческие»), так и специфические для его возраста, пола, социального статуса, семейной традиции и т.