Психология здоровья (ч. 1)
Психологическая устойчивость личности
113
Г. Оллпорт писал:
Нужно осознать еще один важный момент: продуктивные рассуждения о проблемах психического здоровья требуют владения двумя языками. Необходима как поэтическая и пророческая метафоричность религии, так и грамматическая точность науки [16, с. 116].
Трудно найти что-либо в природе человека, сопоставимое по своему значению и сложностью с верой. Это короткое слово объединяет широкий круг разнообразных феноменов. Вера может выполнять функции мотива, установки и ориентира в человеческой деятельности. Вера часто сопровождается чувством уверенности и рядом других чувств. В истории философии и психологии различают три подхода к пониманию веры:
1. вера преимущественно как эмоциональный, чувственный феномен (Юм, Джемс и др.);
2. вера как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др.);
3. вера как феномен воли, как атрибут воли (Декарт, Фихте и др.).
Вера — необходимый элемент индивидуального и общественного сознания, важный момент деятельности людей. Объекты веры — факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности — не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, причем представление сопровождается достаточно сильными переживаниями. [21].
Слово «вера» многозначно. Два значения выступают как основные: поклонение кому-либо, чему-либо и стойкость — спокойная уверенность в своем выборе, не требующая опоры на мнение окружающих, самодостаточная уверенность, независимая от точек зрения других. Если взглянуть на поклонение иначе, то у него причины внутренние, а не внешние. У человека религиозной веры Бог живет прежде всего в сердце, и в этом его сила. У слова «стойкость» не случайно один корень со словами «стоять, выстоять». Имея опору, больше шансов выстоять при различных испытаниях. Стойкость, устойчивость — это также способность не терять равновесие, поддавшись той или иной страсти, тому или иному увлечению, способность сохранять спокойствие среди искушений мира.
Веру и ее производные (уверенность, оптимистический настрой, доверие — чувства, составляющие позитивную установку) мы понимаем как важную часть нерациональной сферы личности. Человек живет в ситуации постоянной неопределенности, осознание которой — сильный стрессор. Давление этого стрессора подкрепляет двойственность личности: ее рациональность и нерациональность — внелогическое принятие реальности. Уточним: «внелогическое» не значит противоречащее или противопоставленное логике. Нерациональная часть личности функционирует вне законов логики, но это не означает, что у нее нет своих законов*! закономерностей. Заметим также, что «нерациональная» не должна быть оценена как «нецелесообразная». Она действует как защитный механизм личности (не в психоаналитическом, а в широком смысле) и потому выполняет важную роль: снижение тревоги, избавление от ряда страхов, переключение внимания с оценки значимости ситуации на переработку релевантной информации, обду-
114
Раздел II.