Психология здоровья (ч. 1)
В. Динейки, Г. Г. Демиргогляна, В. Ф. Матвеева, А. А. Гройсана, В. Г. Запорожченко, Г. Г. Мусалова, В. П. Дядичкина, А. А. Козлова, В. Ф. Базарного и др.
Особый интерес представляют работы С. Б. Мельникова (1989), Ю. Е. Дворянина (1991) и В. И. Аверкова (1991), в которых рассматриваются проблемы формирования психофизической защиты организма, индивидуальные программы тренировок, направленных на раскрытие оздоровительных возможностей человека и на саморегуляцию, но, к сожалению, эти работы остаются лишь в поле зрения специалистов.
Также с сожалением приходится констатировать, что при всем многообразии научных разработок и большом количестве проведенных исследований их результаты, выводы и рекомендации фактически не нашли отражения в содержании программ, учебных планов и квалификационных характеристиках педагогических вузов, не послужили толчком к радикальному пересмотру существующей практики
26
Раздел I. Психология здоровья: новое научное направление
подготовки педагогических кадров, не привели к созданию единой и стройной системы «вуз — школа — семья», в рамках которой удалось бы обеспечить преемственность и взаимодействие составляющих в столь важном и общем деле оздоровления нации. Настал момент истины: здоровый образ жизни — это новая психология человека третьего тысячелетия, именно поэтому сущность и функции здорового образа жизни отличаются от традиционных представлений о здоровье индивида. Обеспечить его может только сам человек.
Определение психологии здоровья и задачи исследования
В прошлом вопросами совершенствования природы человека занималась религия, и в любом ее ответвлении можно обнаружить достаточно проработанную систему психического и духовного роста. К сожалению, в современном мире человеку стало чуждо понятие совершенствования. Утрачено и понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности — это помощь не только себе, но и окружающим («Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь — высшая ценность общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Еще в древней йоге исходили из положения о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье — не эгоистическая цель, а долг перед окружающими.
Человек еще не до конца осознал, что достижения в области материальной культуры неспособны дать ощущение полного счастья («богатство становится бременем, когда оно накоплено»). Эти достижения — лишь фон, на котором строится счастье познания себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, проникновения в тайны природы и «вечные» тайны бытия. Как остроумно заметил известный специалист в области здорового образа жизни Поль Брэгг, за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит;-лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение.
В каждом веке был свой идеал человека.