Психология здоровья (ч. 1)

отечественная медицина и педагогика продолжают развиваться в том же направлении. Имеющиеся данные свидетельствуют, что в этот период охрана здоровья учащихся включала пропаганду знаний о здоровье и здоровом человеке и практические меры по организации здорового образа жизни в образовательных учреждениях.
Наиболее яркие представители науки и практики второй половины XIX в. — Э. Бок, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, Ш. Отто, С. Ф. Хотовицкий, Н. И. Быстров, К. А. Раухфус, И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов, Н. К. Добролюбов, Ф. Шольц. Их деятельность способствовала выдвижению проблематики здорового образа жизни на первый план, стали более широко рассматриваться понятие «здоровье» и вопросы влияния на организм человека факторов окружающей среды, стихийных сил природы, Космоса. Так, появились исследования о способах адаптации организма к изменяющимся внешним условиям и космическим воздействиям. Труды ученых привлекли внимание различных слоев российского общества к проблеме здоровья нации, в том числе подрастающего поколения, и обозначили приоритеты в отечественной науке на рубеже веков.
На рубеже XIX-XX вв. выпускается очень много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим аспектам здорового образа жизни, вопросам гармонии человека с самим собой и миром (Ш. Северин, 1901; Гоппе-Зейлер, 1905; Л. И. Ляховский, 1910; Л. Гдан-ский, 1910; Т. С. Клеустон, 1910; С. Ершов, 1911; П. И. Орлов, 1912; 3. Бертух, 1912; П. Зиттлер, 1914; А. Гамалей, 1915; О. Бронштейн, 1918 и др.).
В 1898 г. в России впервые переводится учебное пособие «Первые понятия о том, как живет наше тело, что для него вредно и полезно», которое ориентирует учащихся на изучение собственного организма. Проблемам антиалкогольного воспитания учащейся молодежи были посвящены работы Г. Ф. Маркова (1912), Л. Линдрума (1913) и др. В первой российской Сергиевской школе в тот период проводилась апробация предлагаемых учеными воспитательных приемов, создавались первые педагогические рекомендации по методике обучения трезвости. Создание здоровой атмосферы в учебных заведениях издавна рассматривалось как неотъемлемая и важнейшая предпосылка формирования здорового образа жизни населения. В 1914 г. С. Успенский написал «Школу трезвости. Популярный учебник трезвости для начальных училищ». Это были популярные беседы, конечная цель которых — закрепить в сознании учащихся гибельные последствия потребления спиртных напитков и положительные качества трезвости. Введение к элементарному курсу алко-голеведения освещало такие вопросы: для чего человек ест; давались краткие сведения о существе полезных (вода, молоко) и вредных веществ (алкоголь, спирт, которые изготовители, не стесняясь, «сдабривали ядовитыми маслами и составами, лишь бы достичь желанного вкуса и цвета»).
Приводилось большое количество народных пословиц и поговорок, например «Дружба с хмелем до добра не доводит», «Хмель головой высок, а ногами жидок», «Кто водку любит, тот сам себя губит» и др.

 



Hosted by uCoz