Психология здоровья (ч. 1)

Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых и т. д.), которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы у отдельной личности не было ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.
Гармония личности как гуманитарная проблема
Актуальность тезиса «Человек есть мера всей вещей» достаточно хорошо осознана во многих цивилизованных странах. Но реализация этого принципа явно идет с трудом. Рассмотрим подробнее конфликт между тремя мирами: природным, предметным (рукотворным, техногенным) и социальным.
Гармонию личности невозможно обсуждать, обращаясь к личности как к чему-то, что может существовать вне среды, вне связей с миром. Стремясь определить суть происходящего в современном мире, следует выбрать в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (и неживая и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный (рукотворный, инструментальный, техногенный). Заметим, что все они составляют как бытие отдельного конкретного человека, так и человечества в целом.
Существенно важно то, что настоящий период развития человечества характеризуется конфликтом между тремя названными мирами. Под конфликтом здесь
94
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье
понимается выраженная рассогласованность этих трех миров, трех сторон человеческого бытия, человеческой деятельности — рассогласованность, наносящая вполне ощутимый ущерб каждому из трех миров.
Становление предметного мира шло параллельно развитию социального мира. Не касаясь всех аспектов взаимосвязей между этими мирами, отметим, что предметный мир недостаточно управляем, в нем нет необходимой подчиненности миру социальному. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превратились в монстра, практически не контролируемого социумом. Немногие, обладающие властью над СМИ, к сожалению, не отражают и не представляют всех потребностей общества в этой сфере. С особенной силой это проявляется в России, свободной не только от многих необходимых контролирующих механизмов, но и регулирующих. В шквал плохо структурированной или вовсе не структурированной информации, обрушивающейся на человека и явно превышающей возможности его отражающей системы, вклинивается огромный поток рекламной информации.
В России не учитывается характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональные состояния зрителей и слушателей.

 



Hosted by uCoz