Психология здоровья (ч. 1)

нашего столетия и на предвоенный период. Увеличивается количество научно-популярных изданий, посвященных влиянию на здоровье различных факторов окружающей среды, изучаются адаптационные механизмы человеческого организма в условиях изменяющейся биосреды: В. Р Эккодт(1922), Саркизо-Серазини (1925), М. Бронт (1930), И. Л. Баумгольц (1936), П. Г. Мезерницкий (1937). Однако полученные данные не нашли отражения в методической литературе для учебных заведений педагогического профиля.
Глава 1. Психология здоровья
23
Тот же период отмечен появлением работ, в которых рассматривается зависимость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня развитости их сознания, от фактора воли (И. Т. Назаров, 1929; А. Е. Адрианова, 1941 и др.). В этом плане особенно интересны разработки И. Т. Назарова. В своей публикации «Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности» (Л.: Труженики печати, 1929) ученый отводит учителю роль ответственного за воспитание в ребенке силы воли, которая, по мнению автора, является необходимым условием как для формирования положительных целевых установок личности в отношении здорового образа жизни, так и для совершенствования адаптационных возможностей организма, помогающих сохранять здоровье в экстремальных условиях, т. е. «приспосабливаться в любой среде обитания». И. Т. Назаровым предложены рекомендации по укреплению нервной системы ребенка, в частности через специально подобранную систему активных гимнастических упражнений, улучшающих координацию, повышающих работоспособность, доводящих почти до автоматизма реакцию нервной системы организма на изменение ситуации. Несомненная ценность этой работы И. Т. Назарова состоит в том, что в ней предлагаются довольно интересные пути и средства воспитания здоровой личности с «идеальной» нервной системой.
Однако в отечественной медицине и педагогике этого периода не ставились вопросы морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида, формирование личности и индивидуальности.
Педагогические идеи Вл. Соловьева о воспитании личности в сопричастности с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере межчеловеческих отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности и осознании своего места и роли во вселенной, а также принципы образования (В. В. Розанов определял их как принцип индивидуальности, целостности и единства) стали осмысливаться и претворяться в различных интегрированных курсах (например, валеология) только в современной школе. Но на Западе еще в довоенное время эти идеи нашли отражение в трудах эмигрировавших российских философов и педагогов, таких как С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.
В частности, С. Л. Франк говорил о воспитании личности в коллективе, основываясь на ее общественной ценности, уважении к личности независимо от национальной, расовой, религиозной принадлежности; о решении в области образования и воспитания общечеловеческих проблем, связанных с болью и заботой обо всем человечестве (например, экологический кризис); о построении педагогических отношений, способных противостоять насилию тоталитарной идеологии и направленных на создание «одушевленного общества».

 



Hosted by uCoz