Психология здоровья (ч. 1)
п.).
Личность
Сознание личности:
¦ вера в разных ее формах и проявлениях (вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);
¦ понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;
¦ установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;
¦ достаточно определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.
Отношения личности (в том числе к себе):
¦ оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
¦ философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям;
¦ согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого;
¦ достаточно высокая самооценка;
¦ уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим.
Глава 5. Психологическая устойчивость личности
109
Когнитивная сфера:
¦ понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;
¦ рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждоний);
¦ адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;
¦ структурированный опыт преодоления трудных ситуаций. Эмоциональная сфера:
¦ доминирование стеничных позитивных эмоций;
¦ переживание успешности самореализации;
¦ желаемое эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства.
Поведенческая (и деятельиостная) сфера:
¦ поведенческая активность;
¦ эффективная волевая регуляция;
¦ использование эффективных способов преодоления трудностей. Коммуникативная сфера:
¦ открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость);
¦ устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли;
¦ удовлетворяющий статус в группе и социуме;
¦ выраженное чувство общности (в адлеровском смысле).
В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов. При благоприятном влиянии факторов (положительных полюсах качеств) доминирующее психическое состояние — резистентное, а доминирующее настроение — гармоничное (устойчивое, повышенное, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние — состояние дезадаптации, стрессовое или депрессивное (апатия, уныние или высокое напряжение, тревога и т. д.) и дисгармоничное настроение (неустойчивое, сниженное, тревожное).
Например, если факторы социальной среды поддерживают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению гармоничного настроения и поддержанию состояния адаптнрованности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению дисгармоничного настроения и появлению состояния де-задаптированности.
Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния.