Психология здоровья (ч. 1)

При этом особенно следует подчеркнуть, что акцентуации никоим образом не связаны с одноименными психическими болезнями (шизофренией, параноей и т. д.).
Если принять понимание акцентуаций как особенностей характера, следует отнести их, согласно традиции отечественной психологии, к трансформируемым качествам личности, формируемым исключительно внешними социальными воздействиями. Представляется, что такое одностороннее понимание уводит от сути проблемы и игнорирует давно подмеченную связь между психопатиями и акцентуациями. По всей видимости, оба этих понятия целесообразно рассматривать как
136
Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье
различную степень личностных изменений: в первом случае тотальных и интегральных, во втором — частных, парциальных, затрагивающих те или иные подструктуры личности. Разумеется, мы при этом не исключаем возможность формирования временных акцентуированных черт, что в свое время было убедительно показано А. Е. Личко и затем подтверждено рядом других авторов.
Целесообразно кратко рассмотреть методические аспекты диагностики акцентуаций с тем, чтобы формулировать теоретические предположения, основываясь на экспериментальных примерах. Обследование группы здоровых студентов первого курса педагогического вуза с помощью опросника Шмишека показало, что 83,3 % из них проявляют признаки циклотимической акцентуации, 75 % — эмо-тивной, 69,4 % — гипертимной и экзальтированной. Возникает вопрос: не отражают ли столь высокие цифры высокий уровень эмоциональной активации у практически здоровых и гармоничных юношей и девушек?
Сопоставление этих результатов с аналогичными данными курсантов первых курсов военного вуза технического профиля выявило существенные различия между ними. У курсантов наиболее выражена психастеническая акцентуация, что можно расценивать как адаптивную реакцию, связанную с жестким регламентом военной службы. К третьему курсу психастенический компонент отходит на второй план, а его место занимает гипертимная акцентуация. По данным различных авторов, от 18 до 88,6 % студентов отечественных вузов имеют акцентуации. Столь большой разброс данных указывает на несовершенство как методов, так и критериев диагностики. Известно, что А. Е. Личко при повторном обследовании подростков в юношеском возрасте находил признаки акцентуаций лишь у 10% испытуемых. К. Леоигард полагал, что акцентуантами являются до 50 % взрослых людей. Очевидно, необходимы методы, позволяющие дифференцировать относительно длительные адаптационные реакции личности (они могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет) от истинных акцентуаций. Решение этой проблемы необходимо начинать с уточнения ее теоретических аспектов. Анализируя различные классификации психопатий (П. Б. Ганнушки-на, О. В. Кербикова, Б. В. Шостаковича и В. Ф. Матвеева и др.), мы сформировали представление о 8 исходных, ключевых формах личностных дисгармоний, представленных в табл.

 



Hosted by uCoz