Психология здоровья (ч. 1)
В. Дворко (2000) испытуемыми были учащиеся 6-х (55 человек, из них 30 мальчиков и 25 девочек) и 11-х классов (52 человека, из них 15 мальчиков и 37 девочек) двух общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Методика эксперимента была изменена. Школьников просили написать шесть признаков (критериев) здоровья, которые, по их мнению, являются самыми важными. Когда это задание было выполнено, их просили проранжировать уже названные признаки здоровья: присвоить № 1 самому важному из шести, № 2 — самому важному из пяти оставшихся и т. д. Были получены следующие результаты.
Всего шестиклассники назвали 330 признаков здоровья. На первое место они поставили физическое здоровье (67,9%), затем — психическое здоровье (18,5%), на третьем месте — социальйое здоровье (13,6%). Сравнение представлений о здоровье у мальчиков и девочек показало, что девочки отдают физическому здоровью значимо меньшее предпочтение, уделяя больше внимания критериям психического и социального здоровья, Процедура ранжирования в целом только подтвердила выявленную тенденцию. Содержательный анализ показал, что в плане психического здоровья мальчики отдают предпочтение интеллектуальным критериям, а девочки — эмоциональным. В социальном здоровье мальчики на первый план выводят здоровый образ жизни, здоровые семейные отношения, а девочки — внешний вид.
Учащиеся 11-го класса назвали 312 признаков здоровья. Их внутреннее распределение принципиально не изменилось по сравнению с тем, что было выявлено у шестиклассников. На первом месте опять оказались критерии физического здоровья (65,7%), на втором — психического (18,6%) и на третьем — социального (15,7%). Как и в предыдущем случае, девочки значимо чаще по сравнению с мальчиками называли критерии психического и социального здоровья. Причем эта тенденция выражена у них еще более заметно, чем у девочек 6-го класса. В выборе критериев психического здоровья у девочек по-прежнему доминирует эмоциональная сфера, а у мальчиков — интеллектуальная.
Итак, исследование И. В. Дворко показало, что представление школьников о критериях здоровья носит несбалансированный, негармоничный характер. В нем явно смещен акцент в сторону физического здоровья, т. е. имеет место «соматиза-ция» понятия здоровья. Вместе с тем на этом общем фоне девочки обнаруживают
Глава 2. Здоровье как системное понятие
65
большее понимание роли психических и социальных признаков в оценке здоровья человека.
Выборку испытуемых в исследовании О. П. Марголиной (2000) составили 30 врачей-нейрохирургов со стажем работы по специальности более 5 лет и 30 клинических ординаторов-нейрохирургов первого года работы. Исследование проводилось в Российском научно-исследовательском нейрохирургическом институте им. проф. А. Л. Поленова. Группа врачей состояла из 6 женщин и 24 мужчин; группа клинических ординаторов — из 11 женщин и 19 мужчин. Применялась та же методика исследования, что и в предыдущей дипломной работе.
Названные врачами признаки здоровья распределились следующим образом: 53% пришлось на физическое здоровье, 39% — на психическое и 7% — на социальное.