Психология здоровья (ч. 1)

По данной теме под нашим руководством на специальном факультете психологии Санкт-Петербургского госуниверситета было выполнено четыре дипломных исследования. Остановимся на полученных результатах.
В дипломной работе Э. А. Федичкиной (1995) изучалось представление школьников о том, с помощью каких признаков можно охарактеризовать психическое здоровье человека, т. е. вопрос был сформулирован в открытой форме. Исследование проводилось на базе трех средних школ Санкт-Петербурга. В нем приняли
62
Раздел I. Психология здоровья: новое научное направление
участие 20 шестиклассников (10 мальчиков, 10 девочек), 28 девятиклассников (11 мальчиков, 17девочек) и27учащихся 11-гокласса(11 мальчиков, 16девочек). Основные результаты проведенного исследования сводятся к следующему.
Анализ полученных от школьников ответов позволил выделить 8 основных критериев психического здоровья, которым они отдают предпочтение:
1. благоприятные эмоциональные черты характера;
2. благоприятные эмоциональные состояния;
3. способность к волевым усилиям;
4. способность к установлению душевного контакта с окружающими;
5. интеллектуальные черты характера;
6. способность к регуляции своего поведения;
7. принятие себя;
8. адекватность восприятия.
Значение этих критериев неодинаково и меняется с возрастом. Например, школьники младших классов (и мальчики, и девочки) особую роль в обеспечении психического здоровья отводят благополучию в эмоциональной сфере. С другой стороны, учащиеся 11-го класса в 6 раз чаще по сравнению с 6-м называют способность регулировать свое поведение в качестве критерия психического здоровья.
Затем эксперимент был продолжен в иной форме. Ученикам давали список из 95 личностных свойств и просили выбрать из него те, которые, по их мнению, соответствуют психически здоровому человеку. В 6-м классе было названо 38 таких свойств, в 9-м их оказалось уже 68, а в 11-м — 80. Ученики 11-го, выбравшие наиболее широкий спектр черт характера, вместе с тем по ряду свойств не оказали ни одного предпочтения. Тем самым они как бы очертили набор признаков психического нездоровья, на свой взгляд. В него вошли: агрессивность, частое обращение за помощью, стыдливость, недостаток настойчивости в преодолении трудностей, шаблонность, отсутствие цели, невозможность владеть своими действиями, неумение подчинять свои действия правилам общежития, трусость, малодушие.
В дипломной работе О. А. Фурсовой (1996) в исследовании приняли участие ученики двух 11-х классов средней школы г. Кировска (15 мальчиков и 28 девочек). Учащимся предлагалось (без ограничения) назвать те признаки, которые, на их взгляд, характеризуют психическое здоровье человека. Всего было названо 179 признаков. Они распределились таким образом (данные представлены в табл. 2.1):
Таблица 2.1


Критерии психического здоровья

Количество выборов
Эмоциональная уравновешенность

39
Адекватное восприятие и реагирование на окружающее

23
Общительность, контактность

23
Воспитанность, тактичность, культура

8
Умение контролировать свое поведение

8
Умение отвечать за свои поступки

6
Поведение в пределах допустимого

5
Глава 2.

 



Hosted by uCoz