Психология здоровья (ч. 1)
Для поддержания гармоничного настроения имеет значение общий тон информации о разных сторонах жизни в той стране, в которой человек проживает, важно соотношение позитивной и негативной информации, а также оценка социально-экономической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неуспехах в различных сферах жизни страны.
В настоящее время в нашей стране многие политики и политологи, каналы СМИ состязаются в том, чтобы нарисовать самую мрачную картину завтрашнего дня, победить конкурентов в этом дурном соревновании по запугиванию населения. Результат этого — разнообразные негативные последствия, в том числе и в аспекте душевного здоровья.
Человеку нужны не только верные представления о жизни, но еще и вера в то, что жизнь может быть иной. Вера в будущее, гордость за свою страну, чувство единства — это тот настрой, без которого невозможно наладить эффективное производство, строить ровные дороги, теплые и красивые дома й т. д. Именно эти черты общественного сознания помогли в свое время преодолеть США Великую депрессию, ФРГ — восстановить после войны экономику и жилищную сферу.
Еще один момент контроля за СМИ: демонстрация сцен насилия, фильмов ужаса (монстров, чудовищ) и подобных сюжетов без предварительной информации о характере фильма или телепередачи.
Негативно воздействует на личность и реклама. Дело не только в том, что усиленная громкость рекламных роликов на телевидении и радио просто мешает смотреть передачу или фильм, а также заставляет часто регулировать громкость. Более значимо разрушительное воздействие рекламы на сознание. Рекламные клипы делают красочными, броскими, динамичными. Независимо от характера рекламируемого товара или услуги они в большинстве случаев вызывают эротические ассоциации, тем самым глубже уходят в эмоциональную память. Отдельные клипы по вполне понятным причинам никак логически не связаны друг с
Глава 4. Гармония личности
95
другом. Их появление в фильме или других программах, имеющих собственную сюжетную логику и продуманную создателем временную композицию, нарушает гештальт-переживания у зрителя, снижает его включенность и эмпатию. По этим и некоторым другим причинам произведение искусства не вызывает эффекта катарсиса (очищения). Затруднена и когнитивная переработка воспринятого, трудно удерживать целостный образ просмотренного фильма, спектакля или спортивного поединка.
Перечисленные характеристики рекламных интервенций приводят к диссоциации сознания (разъединению, разделению). Яркость рекламных клипов не позволяет образной и эмоциональной памяти легко освободиться от них. Поскольку они содержательно не связаны с текущей жизненной ситуацией субъекта, то не поддаются связыванию, структурированию или какой-либо другой форме переработки. Частое цитирование текстов рекламных роликов в речи людей (нередко в слабой связи с основным контекстом разговора) представляет собой попытку ассимилировать эти чужеродные для сознания включения.