Психология здоровья (ч. 1)
Самые важные в этом перечне — девять пар противоположных друг другу чувств, выделенных на основе принятия другого человека и стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию) либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него (табл. 4.1).
Таблииа 4.1
Интеракиионные чувства личности
Сближающие чувства
Удаляющие чувства
1
Единство (общность) с человеком (людьми)
Одиночество
2
Дружелюбие
Отвращение (или неприязнь)
3
Добросердечие
Злоба, злость
4
Уверенность в собственной правоте
Вина (или раскаяние)
5
Собственная достаточная значимость
Зависть
6
Гордость (за себя)
Стыд (или смущение)
7
Признательность (какому-либо человеку
Обида
или людям)
8
Уважение (по отношению какому-либо
Презрение (по отношению
человеку или людям)
к какому-либо человеку
или людям)
9
Любовь
Ненависть (по отношению
к этому человеку)
Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах.
Сила сближающих чувств должна быть соразмерной, а не чрезмерной. Безмерное заострение отдельных сближающих чувств может нарушать гармонию. Единство приводит к потере собственной индивидуальности, дружелюбие — к неразборчивости в межличностных отношениях и в оценках людей, добросердечие —
98
Раздел И. Физическое, психическое и социальное здоровье
ко всепрощенчеству (беспринципности), уверенность — к неадекватной самоуверенности или уверенности в собственной непогрешимости, собственная значимость — к собственной сверхценности; гордость переходит в гордыню, признательность — в утрированную благодарность и неадекватное восхваление, уважение — в культовое преклонение и идолопоклонство, любовь — в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-либо иное, кроме объекта любви, фикси-рованность с обеднением всей гаммы чувств).
Уважение, перешедшее в культовое преклонение, порождает сильные удаляющие чувства по отношению ко многим окружающим, инициирует ряд удаляющих чувств: презрение, отвращение, ненависть. Преклонение при фиксированное™ на одном объекте может перейти в фанатизм. Он особенно опасен, поскольку лишает личность способности к эмпатии, сопереживанию из-за предельной центрированности на чем-то, из-за иррационального принятия кого-либо, преданности чему-то (делу, идее). В последнем случае он позволяет обрести в кругу подобных чувство принадлежности. Если снизить значимость остальной части социума (родителей, учителей, правительства), то для полного принятия себя и самоуважения может хватить включенности в группу фанов того или иного эстрадного певца, футбольной команды, толкиенистов и т.