Психология здоровья (ч. 1)
Он разрабатывал идеи Вл. Соловьева в области антропологии. «Только Франк договорил до конца, довел до предельной четкости учение о человеке в рамках системы Всеединства, и в этом его громадная заслуга», — писал о нем В. В. Зеньковский (Психология действа. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995).
Причины кризисов в рамках взаимоотношений общества с природой русский философ видел в отказе от ответственности за судьбы мира, в забвении нравствен-
24
Раздел I. Психология здоровья: новое научное направление
ного долга человека перед природой, что в современной системе хозяйствования привело к хищническому истреблению среды существования.
С. Н. Булгаков в работе «Основные проблемы теории прогресса» [Соч.: В 2 т. — М.: Наука, 1993] критикует идею достижения всеобщего счастья, «купленного чужим потом и кровью», через удовлетворение материальных потребностей и выдвигает собственную теорию прогресса. Он формулирует основные посылки теории прогресса, разрабатывает проблемы свободного развития личности как идеала общественного развития; нравственной свободы личности как условия автономной нравственной жизни; абсолютной ценности личности и идеальной природы человеческой души, добра как нравственного миропорядка. Психолого-педагогическая значимость работ С. Н. Булгакова в том, что он выделил тему гармонии развития человеческой личности, природы и общества, проблемы взаимоотношения человека с его хозяйственной деятельностью; рассматривал пути развития общества и общественных ценностей, проблемы нравственной свободы и самоограничения личности.
Тема гармоничного развития природы и общества волновала и Н. А. Бердяева. Гармония в природе и обществе — объективная закономерность движения и развития материи как всеобщей субстанции. Однако она постоянно нарушается. В отличие от природы, которая хотя и медленно, но восстанавливает нарушенное общество, индивиды подчас могут играть резко отрицательную роль, поэтому исключительно важная черта духовного развития личности — воспитание чувства гармонии, стремление к ней в решении проблем содержания общечеловеческих ценностей, соотношения нравственности и политики, национального и интернационального.
В наиболее зрелой, поздней работе «Самопознание» (Бердяев Н. А. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2. — Париж, 1985) автор разрабатывал темы о природе человеческого существования и смысле жизни человека; о гармонии человека и среды, о свободе и ответственности человека перед миром, о путях к достижению личностью целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни.
Во второй половине 1940-х и в начале 1950-х гг. все более прочные позиции в системе отечественных воспитательных и образовательных учреждений завоевывает гигиенический аспект здорового образа жизни, что диктовалось, надо признать, суровой объективной необходимостью того периода. И. И. Мильман, основоположник советской системы гигиенического воспитания учащихся, еще в 1920-е гг.