Психология здоровья (ч. 3)

Неудачи в учебе (начиная с 5-6 класса) усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками, ингалянтами.
¦ Отсутствие желания продолжать обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся к продолжению обучения, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам.
¦ Общение с пьющими и употребляющими наркотиками сверстниками. Это один из надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо от того, имеют ли место другие факторы риска. Если друзья выпивают — это сильный аргумент в пользу того, что подросток, возможно, злоупотребляет алкоголем.
¦ Положительное отношение к алкоголю и наркотикам. Когда дети считают, что от спиртного нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с «хорошо проведенным временем», существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать и употреблять наркотики.
Исследования показали, что сочетание факторов риска имеет геометрически прогрессирующий эффект. Например, при наличии двух факторов риска опасность возникновения неблагополучного поведения возрастает приблизительно в 4 раза. Когда налицо четыре фактора, риск злоупотребления наркотиками возрастает в 10 раз.
Глава! 5. Профилактическая наркология
367
Факторы зашиты
Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотики и алкоголь. Исследования показывают, что от этого их удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов:
¦ Чувство юмора.
¦ Внутренний самоконтроль, целеустремленность.
¦ Ценность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей (это может быть и более взрослый «трезвый» подросток, и учитель).
¦ Привязанности и уважение законов и норм общества, школы, общины, семейных стандартов, исключающих употребление алкоголя и наркотиков:
<> любовь и забота в семье;
-Ф- преданность и близость; крепкая связь с родителями;
<> доверительные отношения родителей с детьми;
обязательства перед социальной группой и возложение на нее надежды;
4- убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе (семья, школа);
условия, способствующие возникновению привязанности; возможность активного участия в работе социальной группы; учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
4- успешное овладение необходимыми навыками в принятии решений;
наличие социальной поддержки; <> признание и одобрение правильных действий.
¦ Интерес к учебе, духовному росту.
¦ Увлечения.
¦ Интерес к религии.
Спор о легализации
Одной крайней позиции в этой дискуссии соответствует лозунг «Тотальная угроза обществу», которой опасаются противники контролируемого разрешения сильных наркотиков, другой — «Декриминализация и гуманизация потребления наркотиков», за него выступают сторонники этой позиции.
Сторонники, в подавляющем большинстве представляющие себе модель контролируемого разрешения такой, как она практикуется, например, в Ливерпуле с 1971 г., где героин отпускается наркоманам по рецепту врачей, обещают полное разрушение «черного рынка».

 



Hosted by uCoz