Психология здоровья (ч. 3)

Профилактическая наркология
341
критические переменные, воздействуя на которые можно в значительной степени влиять на состояние всей системы.
¦ Для определения состояния системы необходимо выделить, изучить и проанализировать индикаторные переменные.
¦ Для обозначения мишеней воздействия необходимо исследовать, что же является критическими переменными, и разрабатывать планы работы в соответствии с ними.
На макроуровне профилактическое пространство может быть представлено как система, состоящая из:
1) первичной профилактической социально-поддерживающей среды;
2) компенсаторного пространства для представителей «группы риска» — социально дезадаптированных детей и подростков, в том числе страдающих зависимостью от наркотиков);
3) реабилитационного пространства как для больных зависимостями несовершеннолетних и молодежи, так и созависимых;
4) отношения общества к проблемам молодежи, в том числе к проблеме наркозависимости и алкоголизма.
Взаимоотношения элементов профилактического пространства как сложной динамической системы нелинейные, полифакторные. Первичная профилактическая среда в этой системе основная, так как именно в ней располагаются все остальные элементы.
С другой стороны, на микроуровне элементы профилактического пространства для отдельного индивида (ребенка, подростка, молодого человека) представлены составляющими его системы отношений с миром и самим собой.
На мезоуровне можно говорить об элементах, с которыми отдельный индивид вступает в определенные отношения в процессе своей жизни, как о подсистемах:
¦ учебное заведение и его среда;
¦ семья и ее стиль, атмосфера;
¦ места проведения досуга и их социально-психологическое содержание (дискотеки, клубы, кафе, двор, улица и пр.);
¦ учреждения, обеспечивающие возможности трудоустройства и проявления социальной активности (отделы муниципалитета и общественные организации).
Максимальная интеграция деятельности специалистов и работы ведомств на указанных уровнях может серьезно ускорить нахождение оптимальных моделей системы превентивных мер. Это касается не только первичной и вторичной профилактики, но и работы с зависимыми в стадии ремиссии: до сих пор отсутствует система поддержки и ресоциолизации этих людей, помочь которым вернуться к нормальной жизни можно только сообща.
Таким образом, по мнению Малыхиной Я. В., специалиста в области практической профилактики зависимостей, необходимо:
342
Раздел III. Образ жизни
¦ обратить основное внимание на каузальную, ориентированную на исходные причины злоупотребления ПАВ, психосоциальную модель профилактики;
¦ признать приоритет первичной профилактики наркозависимости, поскольку она создает пространство, в котором могут осуществляться и все остальные виды профилактики;
¦ уточнить понятия и сформулировать критерии выбора форм и методов работы в разных видах профилактики, признать необходимость их научного психологического обоснования;
¦ создать условия для реальной интеграции усилий разных ведомств и специалистов в формировании превентивной социальной политики государства;
¦ создать условия формирования профилактической социально-поддерживающей среды для развития несовершеннолетних, основываясь на каузальном подходе, интеграции и активизации социального контроля.
Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г.

 



Hosted by uCoz