Психология здоровья (ч. 3)

— Новосибирск, 1989.
Раздел IV
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Г лава 17
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Перинатальная психология, психопатология и психотерапия
Охрана здоровья населения — важнейшая государственная задачи. Значительно легче предупредить развитие заболеваний, чем лечить их. Причем начинать эту работу необходимо как можно раньше. Уже на ранних этапах онтогенеза человека важно обеспечить благоприятные условия его развития, в том числе и психического.
На Коллегии Минздрава России 15 мая 2001 г. обсуждались проблемы ухудшающегося психического здоровья детей. При этом особо была выделена проблема психических нарушений у детей раннего возраста. В течение 20 лет в различных регионах России (Москва, Волгоградская, Владимирская области и др.) проводился мониторинг психического здоровья детей. Результаты показали, что если в начале 1980-х гг. на 100 малышей до 3 лет приходилось 9 с психическими нарушениями, а 30 составляли группу риска, то к концу 1990-х гг. эти группы соответственно выросли до 16 и 35. Известно, что 35-40% детей-инвалидов стали инвалидами вследствие перинатальных поражений нервной системы. Эти факты послужили одной из важнейших причин того, что 12 февраля 2002 г. Министерство здравоохранения РФ дало указание № 202-У о создании Координационного совета Минздрава России по оказанию медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях детства и родовспоможения. Цели Координационного совета — развитие медико-психологической службы в этих учреждениях и внедрение в их работу современных технологий клинической (медицинской) психологии и психотерапии.
Все это делает особо актуальным сравнительно новое научно-практическое направление — перинатологию (греч. peri — приставка, означающая расположение около, вокруг; лат. natus — рождение). Традиционно в медицине принято считать, что собственно перинатальный период продолжается с 28-й недели внутриутробной жизни человека по 7-е сутки жизни после рождения. Однако Г. Д. К-райг (G. J. Craig) определяет перинатологию как
раздел медицины, изучающий здоровье, болезни и методы лечения детей во временной перспективе, включающей зачатие, пренатальный (внутриутробный) период, роды и первые месяцы постиатального (послеродового) периода (2000).
Он подчеркивает, что эта «новая ветвь медицины» рассматривает рождение ребенка не как отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а как
Глава 17. Перинатальная психология
411
длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренаталь-ный период, сами роды и первые месяцы после рождения.
Очень важный раздел перинатологии — перинатальная психология, знание которой необходимо любому психологу.
Перинатальная психология — это область психологической науки, изучающая обусловленные взаимодействием с матерью закономерности психологического и психического развития на самых ранних этапах онтогенеза человека от зачатия до первых месяиев жизни после рождения.
Длительность постнатального периода, включаемого в сферу интересов пери-натологов, разными авторами оценивается по-разному.

 



Hosted by uCoz