Психология здоровья (ч. 3)

В то же время они отличаются друг от друга по заложенным в основу теоретическим положениям, направленности вмешательства на различные элементы системы «мать—младенец», на различные группы матерей и младенцев, по длительности проведения вмешательства и степени привлечения технических средств. Ниже кратко приводятся наиболее известные из этих моделей, широко обсуждаемые в литературе и повлиявшие на формирование этого направления работы с детьми и их родителями.
1. Модель терапевтического раннего вмешательства «Тренировка взаимодействия» (Interaction coaching) предложена Т. Филд и направлена на изменение поведения взрослого за счет сосредоточения внимания на таких сильных сторонах
Глава 18. Программы ранней помоши для детей от рождения до трех лет
431
его поведения, которые ведут к более качественному взаимодействию с младенцем, и еще большего их усиления. В основе подхода лежат данные психологии развития, согласно которым в процессе качественного взаимодействия мать подстраивает свое поведение под поведение младенца и тем самым обеспечивает и поддерживает адекватный индивидуальным особенностям ребенка уровень его стимуляции и возбуждения.
2. Терапевтический подход, названный «Руководство взаимодействием» (Interaction guidance), был разработан С. Мак-Доноуг как модель кратковременной семейно-центрированной психотерапии, направленной на позитивное изменение отношений родителей и ребенка. Модель была создана для детей младенческого и раннего возраста из группы риска нарушения психического здоровья, связанного с плохими условиями жизни, низким уровнем образования родителей, отсутствием или недостатком социальной поддержки семьи, нарушением психического здоровья членов семьи. В рамках этой модели терапевтическое влияние фокусируется с помощью видеотехники не столько отдельно на ребенке или родителе, сколько на взаимодействии между ними, направлено на повышение вероятности понимания членами семьи поведения ребенка и получения удовольствия от общения с ним, осознание родителями своей роли, усиление позитивных сторон семьи и внутрисемейных отношений.
3. На развитие психодинамической психотерапии для детей раннего возраста и их родителей в значительной степени повлияли сделанные С. Фрайберг описания влияния неосознаваемых родительских фантазий, связанных с прошлым опытом, на психическую жизнь и здоровье ребенка и развитие защитных механизмов у младенцев в ситуации депривации или опасности. Согласно основному теоретическому положению этого направления, психические репрезентации родителя — центральная причина нарушения отношений между родителем и младенцем, и значимые терапевтические изменения не могут наблюдаться до тех пор, пока эти репрезентации не изменятся.

 



Hosted by uCoz