Психология здоровья (ч. 3)

Она предоставляет детям с особыми потребностями и их семьям место для встречи с профессионалами, возможность сотрудничества, разработки программ развития. В задачи лекотеки входят удовлетворение образовательных потребностей и психологическая поддержка ребенка и семьи. Окружающая обстановка, акцент на роли игры и игрушек способствуют установлению отношений между родителями и профессионалами, которые проводят оценку уровня развития ребенка, создают и реализуют вместе с родителями программу ранней помощи.
В 1986 г. на основании результатов значительного числа исследований в различных областях развития детей конгресс США пришел к заключению: чтобы уменьшить вероятность отставания в развитии ребенка и повысить способность семей удовлетворять особые потребности детей от рождения до трех лет из групп медицинского, генетического и социального риска, необходимо развивать всестороннюю, скоординированную, многодисциплинарную, межведомственную программу раннего вмешательства. Раннее вмешательство (early intervention) включает:
¦ всестороннюю систему обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающую раннюю идентификацию, скрининг и направление в места обслуживания;
¦ определение уровня развития младенца;
¦ тренинг и консультации семьи, визиты домой;
434
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
¦ специальное образование;
¦ терапию нарушений речи и аудиологию;
¦ адаптацию младенца к окружающей среде и организацию адекватной его потребностям окружающей среды (occupational therapy);
¦ развитие движения (physical therapy);
¦ психологическую службу;
¦ социальную работу;
¦ координацию работы служб, связанных с ребенком и семьей;
¦ медицинское обслуживание, которое входит в программы раннего вмешательства только в целях диагностики и оценки младенца;
¦ вспомогательный уход за здоровьем ребенка.
Одними из наиболее важных черт программ раннего вмешательства являются семейно-центрированность и групповой, командный принцип работы ее сотрудников.
Программа ранней помоши в дошкольном учреждении системы образования
В системе образования Санкт-Петербурга психолого-педагогическая и социальная работа с младенцами и детьми раннего возраста с отставанием или риском отставания в развитии и членами их семей началась в 1992 г. с открытия первой в России русско-шведской лекотеки. Со временем программа работы лекотеки развилась в междисциплинарную семейно-центрированную программу ранней помощи (раннего вмешательства).

 



Hosted by uCoz