Психология здоровья (ч. 3)
Что такое психологический компонент гестационной доминанты?
5. Какие есть неблагоприятные для здоровья будущего ребенка типы психологического компонента гестационной доминанты?
6. Что такое перинатальная матрица?
7. Какие существуют типы привязанности?
8. Какой тип привязанности благоприятен для здоровья и развития ребенка?
Литература
1. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
2. Гроф С. За пределами мозга / Пер. с англ. — М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993.
3. Добряков И. В., Лазарева И. 77. Здоровые роды — счастливый малыш. — СПб.: Комплект, 1998.
4. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и дитя: психологическое взаимодействие. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
5. Психика и роды / Под ред. Э. К. Айламазяна. — СПб.: Яблочко СО, 1996.
6. Филиппова Г Г Психология материнства и ранний онтогенез. — М.: Жизнь и мысль, 1999.
Глава 18
ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПОМОШИ
ААЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ AET
В данной главе представлены основные направления организации ранней помощи междисциплинарной семейно-центрированной программы обслуживания младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями. Приводятся модели психотерапевтических и социально-педагогических программ, описывается отечественная программа ранней помощи (раннего вмешательства), разработанная в дошкольном учреждении системы образования Санкт-Петербурга.
Ранняя психотерапевтическая помошь
Ранняя психотерапевтическая помощь разрабатывается профессионалами в области психического здоровья детей младенческого и раннего возраста и направлена на создание условий для удовлетворения потребностей социально-эмоционального развития ребенка во взаимодействии с наиболее близким взрослым. Работа проводится одновременно с ребенком и родителями, что предоставляет уникальную возможность более широкого наблюдения, быстрого накопления информации и опыта, их отражения и комментирования по сравнению с индивидуальными терапевтическими сеансами отдельно с родителями или ребенком. При таком подходе возникает надежда, что связанные с нарушением отношений и первичного социального окружения негативные тенденции в развитии младенца могут быть изменены в более благоприятную для родителей и ребенка сторону.
Современные модели работы с младенцами и их родителями объединяют традиции психотерапии, накопленные в области детского психического здоровья, с результатами теоретических обобщений психологии развития, свидетельствующих о системных механизмах взаимодействия матери и младенца.