Психология здоровья (ч. 3)

Факторы, способствующие началу и продолжению курения, весьма многочисленны и многообразны. В качестве примера можно привести классификацию этих факторов:
¦ Психологические факторы (любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, «досрочная» взрослость).
¦ Социальное окружение (пример и отношение родителей, старших братьев и сестер, давление товарищей, пример «ключевых» взрослых, например преподавателей, знаменитых актеров, певцов, т. е. кумиров и пр.).
¦ Физиологические факторы (эффект никотина и оксида углерода, длительность фазы экспериментирования).
¦ Воспитательные или познавательные факторы.
Эти факторы могут облегчать или ускорять развитие привычки к курению либо затруднять или замедлять ее.
Глава15. Профилактическая наркология
349
Интересно, что к основным причинам курения относят также необходимость поддержания в форме массы тела (желание похудеть — причина курения взрослых женщин в 15,6% случаев), уменьшение нервного напряжения, возможность легкого установления контактов с людьми, одобрение сверстников, возможность занять руки, потребность во вкусовых ощущениях при курении, необходимость расслабления, возможность концентрировать внимание.
Привычка курения у молодежи. Обследования школьников Санкт-Петербурга в 2000 г. показали, что среди шестиклассников 6% курящих, семиклассников — 12%, восьмиклассников — 18%, десяти- и одиннадцатиклассников — 32%.
По словам Клауса Гуррельманна, занимающегося исследованиями молодежной среды, употребление сигарет 10-17-летними школьниками и школьницами тесно связано с «чувством несостоятельности» в школе. Обращение к сигарете — это попытка повысить заниженную самооценку. Хотя в последние годы употребление табака несколько снизилось, а отказ от курения все более популярен, среди 30% регулярно употребляющих табак растет число тех, кто испытывает серьезные проблемы с требованиями, предъявляемыми в школе. Обращение к сигарете в большинстве случаев указывает на мучительные проблемы, основу которых частично создают родители, предъявляя завышенные требования к учебе, а также то, что многие школьники не получают достаточной поддержки от родителей, позволяющей учиться и справляться с неудачами и кризисами. Таким образом, уверенность школьника в себе падает из-за одной плохой оценки, потому что они ощущают нервозность и неудовлетворенность родителей.
О пассивном курении. Г. Реммер, директор Института токсикологии Университета в Тюбинге, считает, что никотин представляет меньшую опасность, чем дым, поднимающийся из пепельниц или от зажженной сигареты.

 



Hosted by uCoz