Психология здоровья (ч. 3)

Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей, формирующихся под влиянием общения с матерью:
Тип А. Избегающая привязанность встречается примерно в 20-21,5% случаев. Характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на ее возвращение ребенок не обращает внимания, не ищет с ней контакта, продолжает игру. Он не идет на контакт с ней даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Детей с подобным поведением называют индифферентными.
Тип В. Безопасная, или надежная, привязанность встречается чаще других (65-66%). Характеризуется тем, что в присутствии матери ребенок чувствует себя комфортно. Если она уходит, ребенок начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении матери ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свои занятия.
Тип С. Амбивалентная привязанность встречается примерно в 10-12,5% случаев. Даже в присутствии матери ребенок остается тревожным. При ее уходе тревога возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берет его на руки, он вырывается.
Глава 17. Перинатальная психология
429
Позднее был выделен еще один тип привязанности.
Тип D. Дезорганизованная привязанность встречается примерно в 5-10% случаев. Этот тип привязанности считается патологическим и характеризуется тем, что ребенок, увидев вернувшуюся мать, застывает или убегает от нее.
Если проведение эксперимента невозможно, так как ребенок внимательно следит за матерью, при малейшей попытке выйти из комнаты хватает ее и не отпускает от себя, говорят о симбиотическом типе привязанности.
Работы Д. Боулби и М. Эйнсфорт поставили под сомнение основные принципы бихевиоризма. Основываясь на принципах оперантного обусловливания и формирования реакции, бихевиористы, оказавшие большое влияние на педагогику, рекомендовали матерям «не приучать детей к рукам», так как это, с их точки зрения, тормозило исследовательскую деятельность.
Чтобы ребенок рос здоровым и хорошо развивался, чтобы он радовал мать, нельзя разлучать мать и ребенка после родов. Следует помочь ей освоить навыки кормления младениа и ухода за ним. Все это будет способствовать становлению протодиалога между матерью и ребенком, взаимодействию в системе «мать-дитя» и формированию безопасной, надежной привязанности.
Контрольные вопросы
1. Что изучает перинатальная психология?
2. Что такое «зачаточная установка»?
3. В какие стадии формирования супружеского холона и почему зачатие благоприятно?
4.

 



Hosted by uCoz