Психология здоровья (ч. 3)
В 1941 г. Э. Фромм писал:
Относительно быстрый переход от внутриутробного к собственному существованию, обрыв пуповины обозначают начало независимости ребенка от тела матери. Но эту независимость можно понимать лишь в грубом смысле разделения двух тел. В функциональном смысле младенец остается частью тела матери. Она его кормит, ухаживает за ним, оберегает его. Постепенно ребенок приходит к сознанию того, что его мать и другие объекты — это нечто отдельное от него. Одним из факторов этого процесса является психическое и общее физическое развитие ребенка, его способность схватывать объекты — физически и умственно — и овладевать ими. Ребенок осваивает окружающий мир через посредство собственной деятельности. Процесс индивидуализации ускоряется воспитанием. При этом возникает ряд фрустраций, запретов, и роль матери меняется: выясняется, что цели матери не всегда совпадают с желаниями ребенка, иногда мать превращается во враждебную и опасную силу. Этот антагонизм, который является неизбежной частью процесса воспитания, становится важным фактором, обостряющим осознание различия между «Я» и «Ты».
Д. В. Винникотт, подчеркивая неразрывность психической деятельности матери и ребенка, писал: «Нет такого создания, как младенец» (D. W Winnicott, 1960).
К. Хорни (К. Ногпеу, 1946) считала, что в процессе родов ребенок получает физическую и психическую травму, связанную с угрозой жизни, с резким изменением условий существования. Испытываемый при этом рождающимся ребенком страх и переживание с первых секунд существования чувства враждебности мира формируют «базальную тревогу», уровень которой во многом предопределяет в дальнейшем развитие человека, его поступки. Интенсивность и последствия базальной тревоги можно свести к минимуму, проведя правильную психологическую подготовку женщины к родам и правильно оказав родовспоможение.
426
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
К. Хорни выделила три основных типа стратегии поведения, связанных с базальной тревогой:
¦ стремление к людям;
¦ стремление от людей (независимость);
¦ стремление против людей (агрессия).
Один из достаточно широко распространенных подходов к изучению взаимоотношений в системе «мать — дитя» является по сути этологическим. При этом связь между матерью и младенцем трактуется как форма запечатления. То, как происходило общение матери с новорожденным ребенком в первые часы жизни, оказывает большое влияния на их последующее взаимодействие. Согласно теории социального научения, мать и ребенок, реагируя на поведение друг друга, находятся в состоянии непрерывного обучения.