Психология здоровья (ч. 3)
С. Гроф считает, что акт рождения — это освобождение и в то же время безвозвратный отказ от прошлого. Поэтому на пороге освобождения ребенок ощущает приближение катастрофы огромного размаха. Мучительный процесс борьбы за рождение достигает своей кульминации, за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Однако радость освобождения сочетается с тревогой: после внутриутробной темноты ребенок впервые сталкивается с ярким светом, происходящее отсечение пуповины прекращает телесную связь с матерью, и ребенок становится анатомически независимым.
После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. Если в родах ребенок может получить и, как правило, получает острую психологическую травму, то при неправильном отношении к нему в постнатальном периоде младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития.
Глава 17. Перинатальная психология
425
От того, как пройдет адаптация ребенка в раннем периоде, зависит уровень его базальной тревоги, развитие, здоровье. Ранний период — это критический период, который характеризуется максимальной восприимчивостью младенца к внешним факторам (Kennel С. Н., Klaus М. N., 1986). В это время идет активное запе-чатление и формирование видовых индивидуальных избирательных реакций на основе интегративного восприятия и первичного пренатального опыта. Этот же критический период характеризуется влиянием новорожденного на мать. Он становится активным источником сигналов, определяющих ее поведение (Батуев А. С, Соколова Л. В., 1994).
Рассматривая взаимоотношения, возникающие в системе «мать—дитя» после рождения ребенка, исследователи изучают поэтапное формирование в субъективном мире ребенка представлений о внешнем мире. Их интересует, каким образом отношение матери к новорожденному отражает ее собственную историю до и после рождения. Привязанность матери и ребенка возникает не вдруг, а связана с рассмотренными нами ранее мотивами зачатия, отношением к беременности, родам (влияя на их течение), с личностными особенностями беременной и ее отношениями с партнером (отцом ребенка), семейной ситуацией и т. п.
3. Фрейд утверждал, что «младенец, при условии включения заботы, которую он получает от матери, представляет психическую систему». Только в системе «мать — дитя» запускается процесс, лежащий в основе развития самосознания, который Э. Фромм (Е. Fromm) назвал «индивидуализацией».