Психология здоровья (ч. 3)
Принцип устрашения. Речь идет об объективном информировании последствий употребления наркотических средств. Подобная тактика рассчитана только на 5-7% взрослого и 10% детского населения. Примерно такое количество населения имеет выраженные тревожные черты в структуре собственной личности, а это значит, что данная категория людей отличается нормативностью. Использование «запугивающей» информации может возыметь эффективное действие. Однако при проведении «устрашающих» профилактических мероприятий необходимо определять разумную меру, основанную на принципе необходимости и достаточности (эффективной дозированности).
2. Принцип обращения к здравому смыслу. Обращение к данному принципу предполагает:
формирование моды на здоровый стиль жизни (использование кумиров молодежи);
•fr разработку профилактических областей, альтернативных наркотизации и алкоголизации;
более активное использование позитивного подхода в профилактике
(принцип «за», а не «против»); «?> объединение усилий различных социальных групп и организаций;
повышение родительской компетентности в области наркозависимости
(формирование групп родителей-волонтеров); 4* повышение уровня клубной культуры подростков (формирование не
агрессивно настроенных групп подростков-волонтеров, «борющихся с
наркотиками и наркоманами», а подростков, любящих «чистую жизнь»).
3. Принцип каузальности. Данный принцип предполагает работу с первопричиной, а не со следствием. Представив разнообразные модели, мы показали, что основные причины, ведущие к употреблению ПАВ, связаны в большей степени с областью психологии человека. Таким образом, приоритетным направлением ведения профилактики зависимостей становится психология.
В нашей стране принята «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28 февраля 2000 г. В ней выделены принципы, цели и стратегии всех трех видов профилактики и провозглашается, в частности, что «первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование
1)
Комплексность — согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях.
2)
Лифферениированность — решение задач профилактики наркозависимости с учетом возраста, степени вовлеченности в наркотическую ситуацию, социального и профессионального статуса адресатов превентивных мероприятий.
3)
Аксиологичность — ценностная ориентация учебно