Психология здоровья (ч. 3)
Образ жизни
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей
Следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики наркозависимости необходимо опираться на фундаментально разработанную методологию, которая в настоящий момент еще только формулируется. Сегодня в образовательных учреждениях необходима систематическая работа в этом направлении, причем она должна начинаться в младших классах и заканчиваться в выпускных и проводиться с учетом психологических особенностей разных возрастных периодов. Конечно же, проблема наркозависимости — это проблема не школы, это проблема всех институтов общества; чтобы справиться с ней, необходимо формировать целостную наркополитику государства.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами с целью профилактики рецидива заболевания.
В статье 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» особо отмечается, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утверждает в статье 2, что основными задачами деятельности по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних являются «предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому».
Сегодня в целях устранения причин, ведущих к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое пространство как систему, где можно определять «мишени» превентивных воздействий. Выделим следующие базовые понятия, определяющие это пространство.
¦ Профилактическое пространство — сложная динамическая система.
¦ Эта система состоит из совокупности элементов и их переменных характеристик, связанных между собой как положительными, так и отрицательными обратными связями.
¦ Важнейшим элементом этой системы, обусловливающим ее динамичность и сетевой, а не линейный (причина-следствие) характер трансформации, является человек.
¦ Профилактическое пространство имеет:
Ъ индикаторные переменные, которые характеризуют состояние системы на какой-то момент времени, зависят от многих других переменных этой системы, но сами значительно на нее не влияют;
Глава! 5.