Психология здоровья (ч. 3)
При создании программы мы исходили из понимания необходимости объединения психотерапевтического и социально-педагогического направлений ранней помощи. С нашей точки зрения, использование теоретических положений и богатого опыта психотерапевтической работы с детьми раннего возраста с социально-эмоциональным риском может быть плодотворным для раннего вмешательства, направленного на младенцев с медицинским и биологическим риском отставания в развитии и их родителей. Это становится особенно очевидным, если учитывать данные о нарушении взаимодействия матерей и недоношенных младенцев, матерей и младенцев с медицинскими и генетическими факторами риска. В этих случаях ранняя помощь может быть ориентирована на работу одновременно с матерью и младенцем, на организацию их социального взаимодействия. Иными словами, при создании программы ранней помощи мы исходили из приоритетов психического здоровья младенцев и детей раннего возраста из групп не только социального, но и медицинского и генетического риска отставания в развитии.
Этапы обслуживания ребенка и семьи. Созданная в Санкт-Петербурге междисциплинарная, семейно-центрированная программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования направлена на содействие развитию детей от рождения до трех лет: а) у которых обнаружено критическое отставание в раз-
Глава 18. Программы ранней помоши для детей от рождения до трех лет
435
витии в одной из следующих областей: познавательное развитие, развитие движения, языка и речи, самообслуживания, социальное и эмоциональное развитие; б) которые живут в физических или психических условиях высокой вероятности задержки в развитии. В результате проводимой в течение нескольких лет экспериментальной работы по созданию программы междисциплинарная команда сотрудников рекомендует следующие этапы обслуживания ребенка и семьи:
1. Направление.
2. Прием ребенка и семьи службой.
3. Первая встреча с родителями: интервью, заполнение индивидуальной карты регистрации ребенка и семьи.
4. Определение потребностей ребенка и семьи.
5. Междисциплинарное определение сильных и слабых сторон ребенка и семьи.
6. Междисциплинарное обсуждение направления и длительности ранней помощи.
7. Реализация программы ранней помощи: индивидуальное и/или групповое терапевтическое обслуживание ребенка и семьи.
8. Окончание программы ранней помощи, перевод ребенка и семьи в другие программы.
Направления дальнейшего развития программы. К настоящему времени командой сотрудников дошкольного образовательного учреждения создана возможность перевода и включения детей, в течение нескольких лет посещавших службу ранней помощи и нуждающихся в продолжении обслуживания после достижения 3-4-летнего возраста, в группы того же детского сада.