Психология здоровья (ч. 3)
В принципе, этот вопрос может быть рассмотрен в двух аспектах:
1. Какие индивидуально-психологические особенности оказывают влияние на успешность овладения приемами психической саморегуляции состояния, а какие, напротив, затрудняют этот процесс?
2. Как сами индивидуально-психологические особенности изменяются в результате использования приемов саморегуляции?
X. Линдеман, один из признанных авторитетов по AT, отмечает, что более успешно овладевают ПСР люди «мягкие», с богатой эмоциональной жизнью, терпеливые, уравновешенные, умеющие хорошо идентифицировать себя с создавае-
1 Артикуляция — ясность и чистота произношения, фонация — высота и сила звучания (цит. по: Вансов-скаяЛ. И. Руководство по технике речи: методические указания. — СПб.: Иэд-во СПбГУ, 1993. — С. 20).
2 Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. — Л.: Из-во ЛГУ, 1990. - С. 253.
392
Раздел III. Образ жизни
мым образом [14]. Соответственно доминирование таких черт, как повышенная активность, нервность, агрессивность, эгоцентричность, затрудняет выработку навыков саморегуляции психических состояний по методу AT. Так называемые «сильные личности» тоже, по мнению Линдемана, не могут рассчитывать на значительные результаты в этом деле. Люди со слуховой или моторно-слуховой конституцией дольше усваивают этот метод, чем люди со зрительным типом восприятия.
Одна из первых попыток изучения психологических аспектов длительного (на протяжении восьми месяцев) применения AT в условиях производства показала, что регулярность посещения занятий зависит от индивидуально-типологических и личностных особенностей обучающихся1. У лиц, систематически посещавших занятия, оказались выраженными такие качества, как низкая подвижность торможения, интроверсия, нейротизм, личностная тревожность (диапазон оценок от 51 до 60 баллов по методике Ч. Спилбергера), дисциплинированность. Соответственно лицам, нерегулярно посещавшим занятия или отказавшимся от них, были присущи высокая подвижность торможения, экстраверсия, личностная тревожность (диапазон оценок ниже 50 баллов или выше 61 балла), экспрессивность поведения, недисциплинированность. Было отмечено также, что в ходе длительных занятий AT произошло изменение некоторых устойчивых личностных особенностей, направленность которых свидетельствует о преимущественном сдвиге (улучшение) характеристик эмоционально-волевой сферы, оказывающих благоприятное влияние на трудовую деятельность. У лиц, систематически посещающих занятия, наметилась тенденция к снижению интровертированности, более отчетливо проявилось уменьшение эмоциональной лабильности, отмечено статистически достоверное снижение показателя нейротизма и оценок личностной тревожности.