Психология здоровья (ч. 3)

Развитие психических и моторных функций детей Д. Боулби связывал с развитием способов достижения близости к матери. Близость обеспечивает безопасность, позволяет заниматься исследовательской деятельностью, обучаться, адаптироваться к новым ситуациям. Таким образом, потребность в близости — базовая потребность ребенка.
428
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
Еще в возрасте до года ребенок умеет определять такое расстояние до матери, на котором он способен хныканьем дать ей знак о своих потребностях и получить помощь, т. е. расстояние, на котором он находится в состоянии относительной безопасности.
Если мать оказывается или кажется ребенку недоступной, активизируется деятельность малыша, направленная на восстановление близости. Страх потерять мать может вызывать панику. Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребенок перестает чувствовать себя в безопасности. Только при развитом чувстве безопасности ребенок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать. Д. Боулби подчеркивает важность ощущения безопасности и развития «ego» ребенка. Если «ухаживающая персона» признает и пытается удовлетворить потребность младенца в комфорте и безопасности, у ребенка снижается уровень базальной тревоги, растет уверенность в своих силах и его деятельность направляется на познание окружающего мира. В противном случае уровень тревоги высок, растет, а деятельность ребенка направлена на попытки обеспечения безопасности.
Теоретические положения Д. Боулби были блестяще подтверждены экспериментами М. Эйнсфорт (М. Ainsforth, 1978). Наблюдая детей первых месяцев жизни, она пыталась определить, каким образом особенности взаимоотношений с матерью проявляются в процессе кормления грудью, в плаче ребенка и в игровых моментах. В результате исследований установлено, что взаимоотношения матери и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем. Благоприятно на развитие ребенка влияют матери, движения которых синхронны движениям младенца во время общения с ним, эмоции экспрессивны, контакты с ребенком разнообразны. Общение же детей с ригидными матерями, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами»), напротив, не способствует развитию психических функций ребенка. То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.
Экспериментальным путем М.

 



Hosted by uCoz