Психология здоровья (ч. 3)
В дальнейшем первая группа ежедневно по часу тренировалась в выполнении упражнения на баскетбольной площадке; представители второй группы, сидя на местах для зрителей, осуществляли броски в корзину лишь мысленно, а третья группа не привлекалась для тренировок. Через неделю провели контрольную проверку. Естественно, первая группа существенно улучшила свои показатели в броске мяча, результаты участников третьей группы остались неизвестными. В то же время среднее количество попаданий в кольцо у членов второй группы, не державших мяча и не выходивших на площадку, но мысленно тренировавшихся, значительно возросло и лишь немного уступало показателям первой.
Суть идеомоторного принципа построения движений состоит в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, а также назвать исполняемое движение точными словами [1, с. 128]. Под идеомо-торной тренировкой обычно понимают планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка1. Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.
При разработке индивидуально эффективных идеомоторных программ учитывается ряд моментов:
¦ В начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя «готовность к воображению» и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех.
¦ Содержание программ идеомоторной тренировки обучающийся и психолог должны вырабатывать совместно. В процессе обучения изменяется потребность человека в информации. Поэтому программы идеомоторной тренировки часто подлежат корректировке и должны учитывать уровень подготовленности обучающегося в данный момент.
¦ Часто отвлекающиеся люди, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредоточиться и вообразить услышанное.
¦ Число повторений в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня подготовленности и задач обучения. Сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также должны быть сокращены.
¦ Информация, которую получает человек во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения.
1 Там же, с. 89-90.
406
Раздел III.