Психология здоровья (ч. 3)
Основные симптомы изменения поведения и психического здоровья ребенка рассматриваются как реакции на вторжение со стороны матери. Ранняя помощь направлена на прояснение ядра конфликтных отношений между матерью и ребенком, на ограничение отрицательных влияний патологических проекций матери на ребенка.
4. Оценивание поведения младенца впервые было использовано и выделено в виде направления ранней помощи в клинической работе одного из ведущих исследователей развития младенцев педиатра Т. Б. Бразелтона. Оценка поведения новорожденных по предлагаемому им методу проводится в присутствии родителей и помогает им-понять способности, темперамент и индивидуальные особенности ребенка. С точки зрения автора, если поведение ребенка используется для привлечения внимания родителей к ребенку, их активного участия в процессе оценивания либо разделения своих беспокойств с клиницистом, то это будет иметь положительное влияние на взаимодействие родителей с ребенком.
5. Оценивание характеристик взаимодействия родителя и младенца также может рассматриваться как психотерапевтическое раннее вмешательство. Данное направление интегрировано в наиболее распространенные и требующие специаль-
432
Раздел IV. Жизненный путь человека и его здоровье
ного обучения методы оценки взаимодействия. По мере прохождения всех этапов оценки родителям помогают быть более чувствительными к проявлениям младенца, структурировать и организовывать его поведение.
6. В системном подходе, разработанном Д. Штерном и Н. Штерн-Брусчвейлер, отношения в системе «мать—младенец» и направления терапевтического влияния рассматриваются с точки зрения динамического взаимодействия четырех основных компонентов:
1. наблюдаемое поведение взаимодействия младенца;
2. наблюдаемое поведение взаимодействия матери;
3. репрезентация взаимодействия со стороны матери;
4. репрезентации взаимодействия со стороны младенца.
В процессе терапевтического взаимодействия к этим четырем элементам модели отношений матери и младенца добавляются еще два:
5. поведение взаимодействия с матерью и ребенком со стороны терапевта;
6. система репрезентаций терапевта, от которой зависит смысл и форма проведения терапевтического вмешательства.
В качестве «центрального пациента» психотерапии рассматривается диада «мать—младенец» или триада «мать—отец—младенец». Предлагаемая системная модель включает в себя базовые элементы как бихевиористского подхода, так и психоаналитического подхода. Успешное терапевтическое воздействие, которое направлено на изменение любого из этих элементов, в конечном итоге приведет к изменению каждого элемента системы.