Здоровье вашего позвоночника
Их склерозирование ухудшает процессы диффузии, затрудняя проникновение веществ из позвонка в диск и обратно. Питание диска еще более ухудшается.
Вот чем грозит позвоночнику длительное напряжение его мышц или, иначе, фиксированные позы. Примечательно, что признаки склероза замыкательных пластинок имеют место уже в 20-25-летнем воз-расте.
ПАРАДОКСЫ
Но все же вернемся к истокам развития остеохондроза. Почему же мышцы здорового ребенка испы-тывают длительное напряжение? Ведь дети по природе своей очень подвижны, и маловероятно, чтобы они добровольно находились в фиксированных позах, провоцируя мышечное напряжение. Так что же закладывает основы болезни XX века? Может быть, научно-технический прогресс, начавшийся на ру-беже XIX - XX столетий, которому нужны были грамотные, высокообразованные специалисты? Дей-ствительно, это так. Необходимость образования заставила взрослых перераспределить время своего ребенка в пользу учебы.
Этому не противоречит то обстоятельство, что болями, связанными с остеохондрозом, страдает в ос-новном население развитых стран, где традиционно активен образовательный процесс. Мы приветствуем техническую революцию и образование. Но учеба, как и всякий другой труд, должна соответствовать определенным гигиеническим требованиям, чтобы не страдало физическое здоровье. Если недостаток движения и фиксированные позы вредят здоровью позвоночника, то цивилизованное общество должно принимать соответствующие меры. Многие государства уже начали решать эту серьезную проблему. Так, в США продолжительность школьного урока составляет тридцать минут. Да и тот разделен короткими физкультминутками. Снять лишнее напряжение с глубоких мышц спины - вот в чем основной смысл зарядки. Детям можно и наклоняться, и разгибаться - пульпозное ядро диска у них сохранено. Американцы, все высчитав и просчитав, продолжают вкладывать колоссальные сум-мы в лечение "пропавшего" взрослого населения, но не забывают и о своем будущем - о детях.
Как занимаются предупреждением развития остеохондроза в нашей стране? Судите сами. Мы по-прежнему держим на уроке детвору все сорок пять минут в "ежовых" рукавицах. Причем без разгружа-ющих мышцы перерывов. Вот откуда множество детей со сколиозами. Вертится, утомившись, школь-ник то так, то этак. Потом скрючится в наиболее понравившуюся сторону и ходит такой скособо-ченный всю оставшуюся жизнь. Так сказать, "сколиоз по школьной программе".
Не секрет, что в большинстве наших школ укоренился формальный подход к физкультпаузам. Поду-мать только, сами учителя отказываются от их проведения, мотивируя свой отказ насыщенностью учеб-ной программы. Неужели у школы нет времени? Есть. Есть резервы. Просто мы их не замечаем - при-выкли. В большинстве стран мира нет таких длинных летних каникул, как у наших детей. Почему? Во-первых, потому что у взрослых нет таких длинных отпусков. Как и в нашей стране, между прочим. По-этому дети не оказываются летом беспризорными. Не всегда же возможно отправить ребенка в лагерь или к бабушке. И во-вторых, летние каникулы умеренной продолжительности - это более свободный учебный день и учебная неделя в течение всего года, более продолжительные каникулы весной в пери-од гиповитаминозов. Мы же живем по старинке. И даже делаем учебной субботу. Кто-то может возра-зить, мол, страна наша северная, детям не хватает солнца. И сокращать летние каникулы никак нельзя. Но если ребенок учится - это не означает, что он не бывает на улице. Находиться же весь день под лу-чами палящего солнца скорее вредно, чем полезно.
Конечно, является бесспорным тот факт, что среднее образование, полученное в нашей стране, - одно из самых лучших. Тысячи ребят и девчат, учившихся в наших школах, стали известными всему миру физиками, математиками, литераторами, деятелями искусства. Но школа должна давать не только знания, но и призвана заботиться о физическом здоровье растущего человека.